Искусство Фландрии
В XV веке во Фландрии сложилась уникальная школа живописи, во многом опередившая итальянское Возрождение. Второй взлет искусства, отмеченный появлением всемирного гения Рубенса, пришелся на первую половину XVII века. Наконец, на рубеже XIX-XX вв. Бельгия стала родиной нового стиля ар нуво (в России более известен как модерн) и - несколько позже - прославилась своими художниками-сюрреалистами.
В позднее средневековье города Фландрии, в первую очередь Брюгге и Гент, были одними из самых богатых в Европе, соперничая с Венецией и Флоренцией.
Исторический центр Брюгге за прекрасную сохранность городской среды включен в список мирового наследия ЮНЕСКО. Как и белфóрты, спорившие своей высотой с церковными колокольнями, и бегинáжи - группы домов, в которых селились общины незамужних или овдовевших женщин, ведущих скромную жизнь.
Великолепны здания фламандских ратуш. Особенно готические в Брюсселе (вместе с окружающей ее Гран-Плас она тоже включена в список ЮНЕСКО) и городе Лёвене, а также Ренессансная ратуша в Антверпене.
Ян ван Эйк (ок. 1390-до 1441), работавший в Брюгге, - создатель масляной живописи. По-французски его и последователей называют фламандскими «примитивами»: в смысле «основные», «первоначальные». Сохранилось около 25 работ этого мастера, 5 из них (включая два главных шедевра) находятся во Фландрии * Гентский алтарь, две вещи в музее Грунинге в Брюгге и две в Антверпенском музее.
Великим младшим современником ван Эйка был Рогир ван дер Вейден (1400-1464), работавший в Брюсселе. Из примерно 50 его работ во Фландрии всего 5: три в Брюсселе и две в Антверпене.
Третий крупнейший мастер, мягкий и лиричный Ханс Мемлинг (ок. 1430–1494), родился в Германии, но трудился в основном в Брюгге. Из более чем 70 его работ 12 хранится в Бельгии, причем 6 (из самых лучших) - в специально посвященном ему музее в Брюгге.
Особняком стоит Иероним Босх (ок. 1450-1516), проживший всю жизнь в Хертогенбосе (нынешние Нидерланды). После смерти он был практически забыт, но в ХХ веке его картины, переполненные пугающими фантастическими существами, обрели огромную популярность. Осталось менее 40 его работ. Две можно увидеть в музее Гента и одну в Брюсселе.
Гениальный мастер, соединивший традиции фламандцев XV в. и достижения итальянского Возрождения в свой неповторимый стиль - Питер Брейгель Старший (ок. 1525-1569). Он работал в основном в Антверпене и Брюсселе. Сохранилось всего 45 картин этого великого мастера, и треть из них находится в Вене. В коллекциях Фландрии (5 картин в Брюсселе и 2 в Антверпене) представлены ранние работы, некоторые продолжают уникальную «адскую» традицию Босха, земляка Брейгеля.
На весь мир Фландрию прославил Питер Пауль Рубенс (1577-1640). Именно он создал самый узнаваемый образ живописи барокко - многоречивой, роскошной, пафосной. Живопись Рубенса о том, что духовное и материальное не противоречат друг другу, но дополняют: святые прекрасны, истинные герои всегда находят признание в этом мире, а внешняя красота - естественное выражение радостного гимна мировой гармонии. Рубенс ведь и в жизни явил пример гармоничного и счастливого человека. Он был очень успешен как художник, получил мировое признание, создал огромную мастерскую и имел множество учеников. Его привечали сильные мира сего, и часто пользовались его услугами в качестве дипломата. Он был дважды женат, имел много детей и прожил достаточно долгую, богатую событиями и деньгами жизнь.
Казалось бы, не нужно ехать во Фландрию чтобы познакомиться с Рубенсом - в музеях всего мира хранится огромное количество его произведений. На самом же деле только здесь, на родине художника раскрывается особая грань его таланта - религиозные картины, совершенно по-особому выглядят на стенах храмов, для которых они и задумывались. И конечно, надо увидеть знаменитый дом художника. Здесь он принимал гостей со всего света, создавал шедевры вместе с соратниками и учениками.
Главных учеников у Рубенса трое. Франс Снейдерс (1579-1657) прославился как автор роскошных натюрмортов. Якоб Йорданс (1593-1678) стал главным продолжателем дела учителя в Антверпене и знаменит картинами на мифологические темы. Наконец, Антонис ван Дейк (1599-1641), самый талантливый из этой троицы, прославился как портретист. Правда, большая часть его работ была создана и хранится в Англии.
Своеобразно брабантское барокко, расцветшее во второй половине XVII в. Безусловные шедевры - церкви Сен-Жан-Батист-о-Бегинаж в Брюсселе и Синт-Питер-эн-Паулькерк в Мехелене, с мощными аркадами на роскошных колоннах. Необычна атмосфера местных храмов, центральное пространство которых осенено огромными куполами - Бон-Секур в Брюсселе и Хансвейк в Мехелене.
На рубеже XIX-XX веков Бельгия стала родиной нового общеевропейского стиля - ар нувó. Устав от помпезности и всеядности архитектуры историзма (характерный пример - колоссальный и нелепый Дворец Правосудия в Брюсселе), молодые художники обратились к органическим и чисто геометрическим формам. Построенный в 1892–1893 гг. Виктóром Ортá (1861-1947) небольшой брюссельский особняк Отель-Тассéль (включен в список ЮНЕСКО вместе с домами ван Этвелде, Сольве и Орта) стал первым образцом нового стиля, вскоре покорившего всю Европу.
Развитие одного из направлений ар нуво привело к созданию другого стиля - ар декó. Ясность форм, четкость линий сочетаются с роскошью отделки. Ар деко получил широчайшее распространение в 1920-1930-е годы, но едва ли не первое произведение - и один из бесспорных шедевров - находится в Брюсселе. Это дворец Стоклé, построенный в 1905–1911 гг. по проекту австрийского архитектора Йозефа Хофманна (1870-1956) и сохранивший не только архитектуру, но и внутреннее убранство - от скульптур, росписей и даже мозаик Густава Климта, до стульев и столовых приборов. Дворец также внесен в список ЮНЕСКО.
Культурное течение символизма нашло яркое выражение в работах художника Леона Спиллиарта (1881-1946), скульптора Жоржа Минне (1866-1941) и драматурга Мориса Метерлинка (1862-1949), Нобелевского лауреата и автора «Синей птицы».
Искусство ХХ века обязано Бельгии другими именитыми художниками. Живший в Остенде Джеймс Энсор (1860–1949) считается одним из провозвестников экспрессионизма. Он повлиял и на мастеров сюрреализма, представленного в Бельгии живописью Поля Дельво (1897–1994) и Рене Магритта (1898-1967), его творчеству посвящен в Брюсселе целый музей.
Фландрия продолжает двигаться в авангарде мирового искусства. Панамаренко (Хенри ван Хервеген, 1940), Ян Фабр (1958), Люк Тёйманс (1958)... Звезда современного концептуального искусства Вим Дельвуа (1965), многие его произведения повергают публику в шок.
Вряд ли стоит повторять, что Фландрия - центр высокой моды, лидер музейного дизайна и выставочного дела, где особенно ярко проявился фламандский талант соединения живой традиции и изысканного современного вкуса. Среди новейших достижений - MAS в Антверпене, STAM в Генте, Historium в Брюгге, In Flanders Fields Museum в Ипре.
10 ШЕДЕВРОВ ФЛАНДРИИ
• «Поклонение Агнцу» Хуберт и Ян ван Эйки, 1432
Гент, собор
• «Мадонна каноника ван дер Пале» Ян ван Эйк, 1436,
Брюгге, Музей Грунинге
• «Семь таинств» Рогир ван дер Вейден, ок. 1445
Антверпен, Королевский музей изящных искусств (сейчас Лёвен, музей M)
• «Поклонение волхвов» Ханс Мемлинг, 1479
Брюгге, музей Мемлинга
• «Несение Креста» Иероним Босх, ок. 1515
Гент, музей изящных искусств
• «Мадонна» Микеланджело, 1501–1504
Брюгге, церковь Богоматери
• «Безумная Грета» Питер Брейгель Старший, ок. 1562
Антверпен, музей Майера ван дер Берга
• «Падение восставших ангелов» Питер Брейгель Старший, 1562
Брюссель, Королевские музеи изящных искусств
• «Снятие со Креста» Питер Пауль Рубенс, 1611,
Антверпен, собор
• «Чудесный улов» Питер Пауль Рубенс, 1618–1619
Мехелен, церковь Богоматери за Дейле
В позднее средневековье города Фландрии, в первую очередь Брюгге и Гент, были одними из самых богатых в Европе, соперничая с Венецией и Флоренцией.
Исторический центр Брюгге за прекрасную сохранность городской среды включен в список мирового наследия ЮНЕСКО. Как и белфóрты, спорившие своей высотой с церковными колокольнями, и бегинáжи - группы домов, в которых селились общины незамужних или овдовевших женщин, ведущих скромную жизнь.
Великолепны здания фламандских ратуш. Особенно готические в Брюсселе (вместе с окружающей ее Гран-Плас она тоже включена в список ЮНЕСКО) и городе Лёвене, а также Ренессансная ратуша в Антверпене.
Ян ван Эйк (ок. 1390-до 1441), работавший в Брюгге, - создатель масляной живописи. По-французски его и последователей называют фламандскими «примитивами»: в смысле «основные», «первоначальные». Сохранилось около 25 работ этого мастера, 5 из них (включая два главных шедевра) находятся во Фландрии * Гентский алтарь, две вещи в музее Грунинге в Брюгге и две в Антверпенском музее.
Великим младшим современником ван Эйка был Рогир ван дер Вейден (1400-1464), работавший в Брюсселе. Из примерно 50 его работ во Фландрии всего 5: три в Брюсселе и две в Антверпене.
Третий крупнейший мастер, мягкий и лиричный Ханс Мемлинг (ок. 1430–1494), родился в Германии, но трудился в основном в Брюгге. Из более чем 70 его работ 12 хранится в Бельгии, причем 6 (из самых лучших) - в специально посвященном ему музее в Брюгге.
Особняком стоит Иероним Босх (ок. 1450-1516), проживший всю жизнь в Хертогенбосе (нынешние Нидерланды). После смерти он был практически забыт, но в ХХ веке его картины, переполненные пугающими фантастическими существами, обрели огромную популярность. Осталось менее 40 его работ. Две можно увидеть в музее Гента и одну в Брюсселе.
Гениальный мастер, соединивший традиции фламандцев XV в. и достижения итальянского Возрождения в свой неповторимый стиль - Питер Брейгель Старший (ок. 1525-1569). Он работал в основном в Антверпене и Брюсселе. Сохранилось всего 45 картин этого великого мастера, и треть из них находится в Вене. В коллекциях Фландрии (5 картин в Брюсселе и 2 в Антверпене) представлены ранние работы, некоторые продолжают уникальную «адскую» традицию Босха, земляка Брейгеля.
На весь мир Фландрию прославил Питер Пауль Рубенс (1577-1640). Именно он создал самый узнаваемый образ живописи барокко - многоречивой, роскошной, пафосной. Живопись Рубенса о том, что духовное и материальное не противоречат друг другу, но дополняют: святые прекрасны, истинные герои всегда находят признание в этом мире, а внешняя красота - естественное выражение радостного гимна мировой гармонии. Рубенс ведь и в жизни явил пример гармоничного и счастливого человека. Он был очень успешен как художник, получил мировое признание, создал огромную мастерскую и имел множество учеников. Его привечали сильные мира сего, и часто пользовались его услугами в качестве дипломата. Он был дважды женат, имел много детей и прожил достаточно долгую, богатую событиями и деньгами жизнь.
Казалось бы, не нужно ехать во Фландрию чтобы познакомиться с Рубенсом - в музеях всего мира хранится огромное количество его произведений. На самом же деле только здесь, на родине художника раскрывается особая грань его таланта - религиозные картины, совершенно по-особому выглядят на стенах храмов, для которых они и задумывались. И конечно, надо увидеть знаменитый дом художника. Здесь он принимал гостей со всего света, создавал шедевры вместе с соратниками и учениками.
Главных учеников у Рубенса трое. Франс Снейдерс (1579-1657) прославился как автор роскошных натюрмортов. Якоб Йорданс (1593-1678) стал главным продолжателем дела учителя в Антверпене и знаменит картинами на мифологические темы. Наконец, Антонис ван Дейк (1599-1641), самый талантливый из этой троицы, прославился как портретист. Правда, большая часть его работ была создана и хранится в Англии.
Своеобразно брабантское барокко, расцветшее во второй половине XVII в. Безусловные шедевры - церкви Сен-Жан-Батист-о-Бегинаж в Брюсселе и Синт-Питер-эн-Паулькерк в Мехелене, с мощными аркадами на роскошных колоннах. Необычна атмосфера местных храмов, центральное пространство которых осенено огромными куполами - Бон-Секур в Брюсселе и Хансвейк в Мехелене.
На рубеже XIX-XX веков Бельгия стала родиной нового общеевропейского стиля - ар нувó. Устав от помпезности и всеядности архитектуры историзма (характерный пример - колоссальный и нелепый Дворец Правосудия в Брюсселе), молодые художники обратились к органическим и чисто геометрическим формам. Построенный в 1892–1893 гг. Виктóром Ортá (1861-1947) небольшой брюссельский особняк Отель-Тассéль (включен в список ЮНЕСКО вместе с домами ван Этвелде, Сольве и Орта) стал первым образцом нового стиля, вскоре покорившего всю Европу.
Развитие одного из направлений ар нуво привело к созданию другого стиля - ар декó. Ясность форм, четкость линий сочетаются с роскошью отделки. Ар деко получил широчайшее распространение в 1920-1930-е годы, но едва ли не первое произведение - и один из бесспорных шедевров - находится в Брюсселе. Это дворец Стоклé, построенный в 1905–1911 гг. по проекту австрийского архитектора Йозефа Хофманна (1870-1956) и сохранивший не только архитектуру, но и внутреннее убранство - от скульптур, росписей и даже мозаик Густава Климта, до стульев и столовых приборов. Дворец также внесен в список ЮНЕСКО.
Культурное течение символизма нашло яркое выражение в работах художника Леона Спиллиарта (1881-1946), скульптора Жоржа Минне (1866-1941) и драматурга Мориса Метерлинка (1862-1949), Нобелевского лауреата и автора «Синей птицы».
Искусство ХХ века обязано Бельгии другими именитыми художниками. Живший в Остенде Джеймс Энсор (1860–1949) считается одним из провозвестников экспрессионизма. Он повлиял и на мастеров сюрреализма, представленного в Бельгии живописью Поля Дельво (1897–1994) и Рене Магритта (1898-1967), его творчеству посвящен в Брюсселе целый музей.
Фландрия продолжает двигаться в авангарде мирового искусства. Панамаренко (Хенри ван Хервеген, 1940), Ян Фабр (1958), Люк Тёйманс (1958)... Звезда современного концептуального искусства Вим Дельвуа (1965), многие его произведения повергают публику в шок.
Вряд ли стоит повторять, что Фландрия - центр высокой моды, лидер музейного дизайна и выставочного дела, где особенно ярко проявился фламандский талант соединения живой традиции и изысканного современного вкуса. Среди новейших достижений - MAS в Антверпене, STAM в Генте, Historium в Брюгге, In Flanders Fields Museum в Ипре.
10 ШЕДЕВРОВ ФЛАНДРИИ
• «Поклонение Агнцу» Хуберт и Ян ван Эйки, 1432
Гент, собор
• «Мадонна каноника ван дер Пале» Ян ван Эйк, 1436,
Брюгге, Музей Грунинге
• «Семь таинств» Рогир ван дер Вейден, ок. 1445
Антверпен, Королевский музей изящных искусств (сейчас Лёвен, музей M)
• «Поклонение волхвов» Ханс Мемлинг, 1479
Брюгге, музей Мемлинга
• «Несение Креста» Иероним Босх, ок. 1515
Гент, музей изящных искусств
• «Мадонна» Микеланджело, 1501–1504
Брюгге, церковь Богоматери
• «Безумная Грета» Питер Брейгель Старший, ок. 1562
Антверпен, музей Майера ван дер Берга
• «Падение восставших ангелов» Питер Брейгель Старший, 1562
Брюссель, Королевские музеи изящных искусств
• «Снятие со Креста» Питер Пауль Рубенс, 1611,
Антверпен, собор
• «Чудесный улов» Питер Пауль Рубенс, 1618–1619
Мехелен, церковь Богоматери за Дейле