Финам.ru: «Туристическая отрасль постепенно восстанавливается после кризисного 2016 года»
Туристическая отрасль медленно восстанавливается после снижения в 2016 году. Такое мнение высказали участники рынка в ходе онлайн-конференции на Finam.ru "Туризм-2017: тренды и прогнозы".
"Мы наблюдаем заметное оживление спроса на путешествия у россиян в этом году и постепенное восстановление турпотока к докризисным показателям", - комментирует Светлана Баранова, PR-директор туроператора BSI Group. По ее словам, укрепление курса национальной валюты в этом году положительно сказалось на спросе у российских туристов на отдых в зарубежных странах. "Цены на туры в рублях в среднем стали ниже прошлогодних на 10-20%, также для россиян стали ниже сопутствующие расходы в зарубежных странах. По многим европейским направлениям в этом году мы отмечаем рост показателей спроса в среднем на 30-40%. Также наблюдаем, что туристы стали чаще, чем в прошлом году, стали заказывать дополнительные экскурсии, развлечения в дополнении к базовому туру, комбинированные программы с посещением нескольких городов, стран", - рассказала эксперт.
Сергей Ромашкин, основатель и генеральный директор туристической компании "Дельфин", отмечает высокую волатильность туристического рынка. "Выездной туризм упал за 2015-16 годы почти в два раза, и только сейчас началось восстановление. Туроператоры внутреннего туризма не успели порадоваться отличному 2016 году, когда рост был 25-30%, как он начал в этом году снижаться практически в такой же мере", - отметил он. По словам эксперта, туристы экономят, снижают категории отелей, ездят реже, финансируют поездки из сбережений, но не отказываются от отдыха. "Перспективы отрасли - медленный рост вслед за ростом реальных доходов", - говорит г-н Ромашкин. Он отметил, что пик выезда из РФ пришелся на 2012-2013 годы, для внутреннего туризма рекордным был 2016 год.
Настоящий бум в отрасли пришелся на начало 2010-х годов и продолжился до 2014 года, напоминает Александр Сизинцев, генеральный директор онлайн-трэвел агентства Biletix. "В 2017 году идет коррекция рынка после падения 2016 года и возвращение к докризисным показателям. Туристическая отрасль очень быстро реагирует на колебания экономики, однако, вместе с тем, характеризуется и очень быстрым восстановлением", - отмечает г-н Сизинцев. По его словам, количество проданных билетов в первой половине 2017 года увеличилось на 8% по сравнению с аналогичным периодом 2016-го. Причем этот рост обусловлен ростом продаж по международным направлениям - объем продаж по международным направлениям вырос на 35%. "То есть на фоне укрепления национальной валюты реализуется отложенный спрос: в этом году люди больше стремятся отдыхать за границей. Вместе с тем, покупательская способность, действительно, снизилась, однако благодаря внедрению гибкого ценообразования и безбагажных тарифов средний чек на авиаперелеты снизился. Таким образом авиакомпаниям удается поддерживать спрос", - прокомментировал гендиректор Biletix. Эксперт также привел цифры о развитии онлайн-трэвел сегмента в России – его доля на рынке составляет около 30-50%. "В западных странах - от 60%. Поэтому пространство для развития еще есть", - говорит эксперт.
Рост продаж в 2017 году подтверждает и Ольга Иванова, PR-директор Управляющей компании объединенной сети "Горячие туры" и "ТБГ". "Мы в этом году, наоборот, отмечаем рост продаж. Спрос на турпакеты постепенно возвращается к уровню 2015 года. При этом туристы стараются экономить, найти лучшую цену. Однако отказываться от путешествий наши люди не готовы. Они могут сокращать продолжительность поездки, брать отели категории ниже, отказываться от дополнительных услуг, сдвигать время отпуска на низкий сезон или бронировать по акциям раннего бронирования", - комментирует эксперт.
Юлия Домрачева, PR-менеджер туристического поисковика Aviasales.ru, отмечает, что россияне вполне экономны - 80% кликов на Aviasales приходятся на самые дешёвые перелёты. "С другой стороны, самый выгодный способ купить билеты - подумать о перелётах заранее, а у нас 50% всех билетов - это вылет в течение следующей недели, - комментирует эксперт. - Но это не отличительная особенность России, а свойство развивающейся экономики. Ровно так же ведут себя жители Китая и Бразилии". При этом, по ее словам, наблюдается падение среднего чека: "Например, недавно мы исследовали два миллиона поисковых запросов на лето 2017 и отметили снижение средней цены авиабилетов во всех федеральных округах (результат по стране -2,64%) по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, теперь средняя цена билета составляет 15 297 р.. Во многом это объясняется расширением географии полетов лоукостера Победа и введением безбагажных тарифов – потребитель сам формирует нужный ему набор услуг и не платит за лишнее". Эксперт отмечает, что таким образом рынок сам подстраивается под потребителя, "и россияне могут позволить себе чаще летать по России или за границу".
"Мы наблюдаем заметное оживление спроса на путешествия у россиян в этом году и постепенное восстановление турпотока к докризисным показателям", - комментирует Светлана Баранова, PR-директор туроператора BSI Group. По ее словам, укрепление курса национальной валюты в этом году положительно сказалось на спросе у российских туристов на отдых в зарубежных странах. "Цены на туры в рублях в среднем стали ниже прошлогодних на 10-20%, также для россиян стали ниже сопутствующие расходы в зарубежных странах. По многим европейским направлениям в этом году мы отмечаем рост показателей спроса в среднем на 30-40%. Также наблюдаем, что туристы стали чаще, чем в прошлом году, стали заказывать дополнительные экскурсии, развлечения в дополнении к базовому туру, комбинированные программы с посещением нескольких городов, стран", - рассказала эксперт.
Сергей Ромашкин, основатель и генеральный директор туристической компании "Дельфин", отмечает высокую волатильность туристического рынка. "Выездной туризм упал за 2015-16 годы почти в два раза, и только сейчас началось восстановление. Туроператоры внутреннего туризма не успели порадоваться отличному 2016 году, когда рост был 25-30%, как он начал в этом году снижаться практически в такой же мере", - отметил он. По словам эксперта, туристы экономят, снижают категории отелей, ездят реже, финансируют поездки из сбережений, но не отказываются от отдыха. "Перспективы отрасли - медленный рост вслед за ростом реальных доходов", - говорит г-н Ромашкин. Он отметил, что пик выезда из РФ пришелся на 2012-2013 годы, для внутреннего туризма рекордным был 2016 год.
Настоящий бум в отрасли пришелся на начало 2010-х годов и продолжился до 2014 года, напоминает Александр Сизинцев, генеральный директор онлайн-трэвел агентства Biletix. "В 2017 году идет коррекция рынка после падения 2016 года и возвращение к докризисным показателям. Туристическая отрасль очень быстро реагирует на колебания экономики, однако, вместе с тем, характеризуется и очень быстрым восстановлением", - отмечает г-н Сизинцев. По его словам, количество проданных билетов в первой половине 2017 года увеличилось на 8% по сравнению с аналогичным периодом 2016-го. Причем этот рост обусловлен ростом продаж по международным направлениям - объем продаж по международным направлениям вырос на 35%. "То есть на фоне укрепления национальной валюты реализуется отложенный спрос: в этом году люди больше стремятся отдыхать за границей. Вместе с тем, покупательская способность, действительно, снизилась, однако благодаря внедрению гибкого ценообразования и безбагажных тарифов средний чек на авиаперелеты снизился. Таким образом авиакомпаниям удается поддерживать спрос", - прокомментировал гендиректор Biletix. Эксперт также привел цифры о развитии онлайн-трэвел сегмента в России – его доля на рынке составляет около 30-50%. "В западных странах - от 60%. Поэтому пространство для развития еще есть", - говорит эксперт.
Рост продаж в 2017 году подтверждает и Ольга Иванова, PR-директор Управляющей компании объединенной сети "Горячие туры" и "ТБГ". "Мы в этом году, наоборот, отмечаем рост продаж. Спрос на турпакеты постепенно возвращается к уровню 2015 года. При этом туристы стараются экономить, найти лучшую цену. Однако отказываться от путешествий наши люди не готовы. Они могут сокращать продолжительность поездки, брать отели категории ниже, отказываться от дополнительных услуг, сдвигать время отпуска на низкий сезон или бронировать по акциям раннего бронирования", - комментирует эксперт.
Юлия Домрачева, PR-менеджер туристического поисковика Aviasales.ru, отмечает, что россияне вполне экономны - 80% кликов на Aviasales приходятся на самые дешёвые перелёты. "С другой стороны, самый выгодный способ купить билеты - подумать о перелётах заранее, а у нас 50% всех билетов - это вылет в течение следующей недели, - комментирует эксперт. - Но это не отличительная особенность России, а свойство развивающейся экономики. Ровно так же ведут себя жители Китая и Бразилии". При этом, по ее словам, наблюдается падение среднего чека: "Например, недавно мы исследовали два миллиона поисковых запросов на лето 2017 и отметили снижение средней цены авиабилетов во всех федеральных округах (результат по стране -2,64%) по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, теперь средняя цена билета составляет 15 297 р.. Во многом это объясняется расширением географии полетов лоукостера Победа и введением безбагажных тарифов – потребитель сам формирует нужный ему набор услуг и не платит за лишнее". Эксперт отмечает, что таким образом рынок сам подстраивается под потребителя, "и россияне могут позволить себе чаще летать по России или за границу".